|
|
Телегид, N21 (303), 28 мая - 3 июня 2001 года
Наши в Москве.
___________________________________________________________
Месяц назад
в клубе "Красная шапочка" прошёл рок-концерт. Казалось бы, ничего
особенного: ну, возрождается потихоньку рок-движение в Донецке, да и "Шапка"
в своё время была главным форпостом (оплотом, пристанищем - выбирай определение
по вкусу) рок-н-ролльной культуры в нашем городе.
Просто группы, принимавшие участие в том сейшене - Ulitka и Kosmozoo -
несколько выделяются из общей массы. Выделяются тем, что в своё время
весьма активно заявили о себе на концертных площадках Москвы.
Вообще, многие наши
музыканты неоднократно делали попытки попробовать свои силы в Москве и
Питере. Там всё-таки и публики побольше, да и платят за выступления нормально
(если ты того стоишь, конечно же). В Донецке же слушателей - раз, два
и обчёлся, а уж о том, чтобы платили за выступления, и речи быть не может!
Судьба "наших там" складывалась по-разному. Группа Павла Чумакова
"Кальвадос" съездила в Питер, посотрудничала с Театром ДДТ и
вернулась. Уехала в Питер совершенно "оторванная" краматроская
команда "Приапический картель". Уехала и сгинула - ни слуху,
ни духу. Легендарный "Дикий мёд" отлично выступал в Москве и
Питере. Вернулся. Достаточно известные в Донецке вокалист Паша Рауль (Паштет,
Пасик, кто он ещё...) и гитарист Ярослав Трям Колесник до сих пор плотно
играют в Москве, а Рауль даже ведёт уроки игры на гитаре в школе при посольстве
США. Так-то вот!
Большие неприятности случились в Москве с группой "Наши": поиграли
они, альбом записали, а потом продюсеры их просто, как сейчас говорят,
"кинули", да ещё и название украли, запустив в ротацию под названием
"Наши" совсем другой состав.
Ulitka с Kosmozoo также вернулись в Донецк, но можно сказать с уверенностью,
что их там всегда ждут. Ulitka, давно уже ставшая в Донецке культовой,
выступила на одном из крупнейших рэп-фестивалей, играла в лучших альтернативных
клубах Москвы.
Kosmozoo записали альбом на студии музыканта Евгения Маргулиса (там, кстати,
частенько работает ещё один "наш" - Паша Сахара), клип группы
время от времени показывают по MTV. Одним словом, есть чем гордиться.
Почему же тогда вернулись? Об этом спросим у самих музыкантов. Об этом
и многом другом.
Ulitka
(все вместе)
- Ребята,
что вы вообще в Москве делали?
- Для начала представимся. Мы - донецкая (и всегда будем донецкой!) группа
Ulitka: бас-гитарист Крам, саксофонист Александр Оленев. В настоящее время
наш барабанщик Валера Деревянский в Москве, вместе с группой "Христофор
Бонифатиевич", которые уже "Джонатан Бультерьерра". Они
теперь сессионные музыканты во многих достаточно известных командах, в
"Точке росы", например. Мы за ребят можем только от души порадоваться!
Удалось им съездить в Австрию на джазово-альтернативный фестиваль, здорово!
Ну, а мы сделали очень качественный материал и поехали в Москву. И получилось,
что по уровню перепрыгнули многие московские проекты.
- Ну, с ушами вашего гитариста и саунд-продюсера Лазарева это запросто!
- Да, он молодец! Ну, вырвались в Москву. Состоялся концерт в клубе
"Табула Раса", очень интересный. Только публика эта московская
- сплошной мороз-рекордз!!
- Снобствующая?
- Да нет, просто немного недогоняющая.
- Наверное, самый главный вопрос. Приезжают в Москву ребята из провинции.
Как их там принимают?
- Всё зависит от самих людей. Всяческие "понты" по отношению
к провинциалам присутствуют всегда. Мы ходили по клубам, раздавали демо-записи,
были у Скляра из "Ва-банка" и видели ящик с демо-кассетами,
и у Стаса Намина были. Без денег или знакомств там делать нечего. Нужно
там пожить и постоянно всюду тусоваться. Можно сказать откровенно, если
наши, даже самые лучшие музыканты думают, что, приехав в Москву, они станут
известными - их ждёт большой облом. Придётся и мороженое погрузить, и
на стройках поработать...
- Ну, а вы хотите вернуться в Москву?
- Сейчас даже не знаем. У нас отличные условия в Донецке, есть своя
студия, нормальные инструменты. Появляться там, конечно, надо, чтобы помнили
и слушали.
- Были ли какие-то предложения? И не опасаетесь ли вы повторения истории
с группой "Наши", у которой просто украли название?
- Мы тоже слышали куски наших песен у известных музыкантов. Предложения
были, но нас не устраивали. В Донецке есть человек, который поддерживает
нашу группу "Ulitka". Сейчас мы дописываем новый альбом, более
доступный, скажем так. Надеемся его выпустить. Но съездить, появиться
в Москве, конечно, надо.
- Можно ли на такой музыке заработать деньги?
(В разговор включается лидер-гитарист Игорь Лазарев)
- Можно, просто никто этим как бизнесом не занимается. Современная FMкультура
- это полный "спи здесь". Раньше мы ходили на концерты, чтобы
послушать новые песни. А сейчас люди едят ту музыку, которую им показали
по "ящику": дескать, ребята, вот вам сникерс, его-то и надо
сосать. Вот, в принципе, и вся культура...
Kosmozoo
(лидер
группы Игорь Тарнопольский)
- Итак,
совершенно молодая донецкая группа, и вдруг - клип на MTV...
- Сначала был
альбом, точнее, сборник всех наших песен, сведённый на студии при Московской
консерватории. Там был Маргулис, "Сплин" писал последний альбом,
"БИ-2" - сингл "Феллини". Но альбом - не самоцель,
его можно записать в качестве общего промоушена группы, для поддержки
тура или наоборот. Если это нельзя продать сейчас, то незачем и записывать.
Зачем выбрасывать деньги?
А по поводу клипа - история очень простая...
- Его делали на студии "Elvis Pelvis"?
- Художники "Elvis Pelvis". После этого я сел в поезд,
приехал в Москву и отдал клип на MTV, как простой смертный. MTV - вполне
лояльные люди, у них есть худсовет, они рассматривают любые работы на
любых носителях и черех неделю дают результат без рецензий: либо да, либо
нет. Нам сказали "Да". Никаких денег, никакой проплаты эфиров.
Насчёт "звёзд" я, конечно, не уверен, но с нами было именно
так.
- Вы играете не попсовую музыку. Есть ли возможность на этом заработать?
- Дело в том, что все наши музыканты, которые хотят попасть в какой-то
коммерческий расклад, хотят заработать быстрых денег. И их можно понять.
Поэтому вся попса, которая звучит вокруг, существует в таком виде именно
потому, что люди хотят всегда быстрых денег. Альтернативный проект раскрутить
дороже, дольше, сложнее. Это упирается в формирование определённой культуры.
У нас такой культуры нет. Люди идут на массовое. И это правильно: приятная
мелодия, повторяющиеся фразы, не загружает. Просто на Западе с этим поступают
корректно, у нас - абсолютно некорректно: как продюсер сказал, так и будет.
- Ты - профессиональный музыкант, музыка - твоя работа. Может ли у
нас любая нересторанная музыка стать источником дохода?
- Думаю, любая музыка - нет, только потому что рынок в общем по стране
хаотичный, нет целевых аудиторий. Есть люди, которых просто прёт музыка,
и они ходят на концерты, кто бы ни играл - хоть "Телеграфная дорога",
хоть Ulitka. И есть люди, которым пофиг. На таких действуют масс-медиа.
Например, приезжает "Мумий Тролль". Есть люди, которым нравится
эта музыка, но таковых будет 15 % зала. Остальные - "Это "Мумий
Тролль", я хочу их увидеть, я хочу их потрогать!" У нас эта
система не работает, она лет на пять отстаёт от Москвы. Поэтому и происходят
в Донецке отмены концертов звёзд. В Днепропетровске люди идут в зал, в
Донецке - нет.
- Вернёмся к Москве. Нет ли пренебрежительного отношения к провинциалам?
- Думаю, на пальцах руки можно перечислить московские группы, остальные
приезжие. В Москве это никого не интересует, там важен качественный материал.
Люди приходят послушать музыку, а не посмотреть группу откуда-то. В Донецке
люди приходят посмотреть группу из Москвы, из Киева. Там же главное -
результат. И это гораздо приятнее.
Эд Покров
Редакция благодарит
ассоциацию "Obscura Films & Music" за помощь в подготовке
материала.
|